3D фильмы, хотя имеется виду "3-Dimensional", т.е. в переводе - в трёх измерениях, не совсем корректное для обозначения СТЕРЕОКИНО, которому уже почти столько же сколько и самому кинематографу. Ещё Луи Люмьер - изобретатель кинематографа в 1897 году запатентовал способ анаглифной стереопроекции. Сегодня стереокино переживает третью волну развития. Все эти волны были связаны с усовершенствованием технологии показа стереофильмов. Современное стереокино базируется на цифровой проекции и либо пассивной (хроматической) или активной (затворные жидкокристаллические очки) сепарации при просмотре. В кинозале комплекса СОКОЛ, киносети Чарли используется принцип хроматической сепарации, очки представляют из себя специальные фильтры, там нет никаких электронных компонентов, стоят они не дёшево - около 55 евро, поэтому требуют бережного обращения... Однако вспомним, что вторая волна стереокино в мире была в не малой степени обусловлена разработками советских специалистов. Так в 1991 году американская киноакадемия вручила премию ОСКАР Российскому институту НИКФИ за разработку системы стереокино "СТЕРЕО-70", признав её лучшей в мире. Лучшей!!! А мы всё это похоронили... как всегда...
Теперь покупаем американские фильмы. Стереоэффект в советских фильмах, а их было снято около 30 в период с 1969-1989 годов, эффект объёма был куда сильнее, в зальное пространство прямо перед носом зрителя постоянно выходили предметы... Сегодня же западные кинокомпании, почувствовав золотую жилу, начали новую волну по производству стереокино. Однако далеко не все они соответствуют в полной мере объёмному показу. Во избежании технологических проблем да и просто из-за отсутствия элементарных представлений о стереографике, западные производящие кинокомпании не утруждают себя моментами, в которых что-то может выйти в зальное пространство, глубина ощущается в основном только в заэкранном пространтстве. В этом плане хорошим исключением является фильм "Замок с привидениями", ставший современной классикой стереокино, хотя снят уже в 21 веке. Вот здесь авторы учли все плюсы стереокино и зритель полностью погружен в третье измерение. Но строго говоря, эффект полного присуствия может дать только голографический кинематограф. В 1976 году в СССР впервые в мире был показан голографический кинофильм. Это когда зритель не видит никакой разницы между реальным объектом и тем, что происходит на экране, а предмет и актёров можно оглядеть со стороны. С тех пор никто в мире не смог повторить то, что было сделано нами, а точнее группой учёных во главе с Виктором Комаром, ныне здравствующим. Вот и снова мы имея всё, ничего не имеем сегодня... А что касается стереокино, то оно сейчас начнёт бурно развиваться, началась битва за зрителя новой волны стереокино. Смотреть стереофильмы нужно располагаясь в центре зала, ближние ряды и крайние места резко ухудшают эффект объёма и искажают перспективу объектов. Для Сокола это 7-9 ряды, центральные места. Игорь Дауров, Ростов-на-Дону, занимаюсь цифровой съёмкой стереофильмов, эксклюзивные разработки.